21-11-2018, 19:59

Родителям первоклассников.





 Самый популярный вопрос, который родители задают психологу, педагогу и самим себе – как сделать, чтобы мой ребенок хорошо учился и с удовольствием ходил в школу.

Самый популярный вопрос, который родители задают психологу, педагогу и самим себе – как сделать, чтобы мой ребенок хорошо учился и с удовольствием ходил в школу.

Хотя последнее, к сожалению, волнует не всех.

Иногда случается, что папа или мама специально акцентируют внимание на важности получения образования и наотрез отказываются учитывать, что психологический комфорт ребенка, степень его удовлетворенности школьной жизнью, его социальный статус в классе (принят ребятами, не принят) не менее важен для развития гармоничной личности. Эта проблема касается как отличников, так и неуспевающих детей. В большинстве случаев, родители и школа общаются, контактируют с ребенком именно через оценки, через качество подготовленного ДЗ и уровень способностей.

Такое повышенное внимание к предметной составляющей обучения ребенка, как правило, вызывает у него стрессовое состояние.

Итак, чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен быть мотивирован на обучение.

Вопрос мотивации важен как для опытного педагога, так и для родителя. С раннего возраста мы начинаем обучать ребенка социальным навыкам, в противовес его естественным потребностям. От необходимости ходить вовремя на горшок, делиться с незнакомым мальчиком в песочнице своей игрушкой, до признания своей вины, когда ты считаешь себя вовсе не виноватым.

Нужно быть аккуратным и есть только за столом, убирать за собой постель, чистить зубы.

Нужно учиться быть сдержанным, уважать окружающих, уметь подождать в очереди и уступить место пожилому человеку.

И многие дети выполняют это нехотя или вовсе отказываются.

Родители начинают искать методы мотивации: наказания, поощрения, манипуляции своей любовью и вниманием. И если к школьному периоду внутри семьи еще не нашли гармоничного способа договориться, то первокласснику придется очень тяжело.

Нет конкретной инструкции, как правильно мотивировать ребенка на успешную учебу. Каждый случай уникален. Бывает, что дети сами рвутся учиться лучше всех, сами с энтузиазмом выполняют домашние задания. Их внутренняя мотивация на успех очень высока. Но по результатам ежегодных тестирований первоклассников, только 5 детей из 30 испытывают радость и рвение в подготовке ДЗ. Остальных детей нужно мотивировать!

Чтобы правильно сформировать мотивацию у ребенка, сперва надо разобраться в своей собственной мотивации. Чего я ожидаю от своего ребенка?

Нужно ли мне, в первую очередь, чтобы не было проблем с дисциплиной и успеваемостью? То есть, чтобы ребенок вовремя встал, быстро собрался, без капризов пошел в школу, отсидел там без всяких конфликтов, получил пятерки, вернулся домой и сделал домашнюю работу. То есть, на первом месте для вас стоят формальные успехи ребенка.

Либо мне важнее, чтобы мой ребенок с радостью и интересом отзывался о школе и занятиях, радовался своим успехам (пускай не ежедневным) и был доволен собой.

Второй случай как раз про мотивацию к самой деятельности и к личностному гармоничному развитию. Когда мы выполняем вдохновляющую и вовремя поддерживающую функцию, нежели выступаем в образе надзирателя и судьи.

Дело в том, что гармоничная личность не всегда хорошо учится, не всегда хочет ходить в школу и дружить со всеми ребятами в классе.

Cамое важное в отношении родителей к своему ребенку

Вот, на мой взгляд, самое важное в отношении родителей к своему ребенку:

  1. Ребенок не должен хорошо учиться, чтобы завоевать родительскую любовь и уважение.

    Если он точно знает, что его будут любить и ценить всегда, в любой ситуации, при любых обстоятельствах, если ребенок будет уверен, что родители любят его безусловно, то у него автоматически появится уверенность в себе, в своих успехах и своей уникальности.

    Важно помнить, что у каждого свой темп развития и включения в школьный процесс. И если ребенок чуть-чуть отстает от общей массы, то его самооценка подвергается серьёзным испытаниям.  В этот момент обязательно нужно напомнить, какой он любимый, необыкновенный, что он лучше всех. А научиться бегло читать это лишь вопрос времени.

  1. Ваш ребенок имеет право на ошибки. (Как и взрослые ошибаются, так и дети еще больше могут и должны ошибаться. Главное, научиться их исправлять. И знать, что я имею право и я смогу исправить). Это не значит, что ребенок учится на двойки, а вам нет дела до этого. Вы общаетесь с учителями, наблюдаете за ребенком, помогаете ему понять материал, идете к психологам. То есть предпринимаете все, чтобы помочь ребенку освоить программу. Но не в коем случае не вините ребенка, что он ошибается, забывает сдать тетради, не может ответить у доски.  
  1. Ребенок учится для себя. Часто в семье случается переоценка значимости учебного процесса. Происходит центрация всех ресурсов (времени, нервов) вокруг успеваемости первоклассника. И ребенок быстро смекает: я делаю ДЗ, так как это нужно маме или папе, или бабушке. В итоге, вся семья в стрессе, до 23.00 делают ДЗ.

Ребенок быстро забывает, кому это нужно, если видит ваш нездоровый интерес и вовлеченность. Напоминайте, что он учится жизни, получает знания, чтобы сам смог в будущем стать успешным и независимым.

Поэтому особенно полезно для воспитания чувства внутренней ответственности, будет пережить личную неудачу с подготовкой домашнего задания. Если ребенок придет в школу с невыполненными уроками и получит замечание от учителя, скорее всего в следующий раз он постарается подготовиться. Но если родители делают с ним постоянно уроки, соответственно ребенок приходит всегда подготовленный, то он никогда и не узнает горечь замечаний от учителя. И не почувствует личную ответственность.

Большинство обращений родителей первоклассников связано именно с тем, что выполнение домашнего задания и сборы рюкзака превращаются в семейную драму. Уроки делают по три часа, рюкзак собирают вместе, либо сами взрослые. Мамы с тревогой в голосе говорят, что ребенок очень расстроится, если получит замечание или забудет тетрадь или учебник. Тем самым все детские тревоги мамы берут на себя.

Нет ничего страшного, если даже ребенок поплачет, что вовремя не сдал тетрадь. Если не бросаться после этого за него все собирать, то со временем ребенок обязательно сам начнет внимательно к этому относиться.

Одна из задач родителей в первые 4 года обучения – это установление доверительно-дружеских отношений.

Важно чувствовать, в какой момент ребенку нужна поддержка. Когда его надо просто выслушать и подставить дружеское плечо. Не критикуя и не наставляя, и не уча жизни. Представьте ситуацию, что вы очень расстроены конфликтом с начальником или коллегами, и срочно хотите поделиться этим с близкой подругой или другом. Все, что вам на самом деле нужно, чтобы вас выслушали и согласились как несправедлив начальник или как не хотят считаться с вами коллеги. Вряд ли вам будет приятно услышать критику в свой адрес и узнать, что на самом деле вы не правы, и ваш друг или подруга на месте директора поступили бы точно так же.

Тем не менее, вторая задача родителей – воспитывать.

Бывают моменты, когда необходимо проявить авторитарность, выставить границы, жестко сказать что так делать нельзя, потребовать выполнения обязанностей. Опекающие и мягкие по натуре родители часто забывают, что их задача воспитывать и направлять своего ребенка. Ведь у детей есть естественная потребность быть ведомым взрослыми. Если взрослые сами не знают как поступить в данной ситуации: пойти на урок к 8.30 или пропустить его и подольше поспать, бросить ли занятия тхэквондо, раз ребеночек вдруг не захотел ходить. В этой ситуации у ребенка наоборот возникает неуверенность и тревога за свое будущее.

Однако, когда у ребенка начнется переходный возраст (4-5 класс), основной психологической задачей этого периода станет эмоциональная сепарация от родителей. То есть ребенку важно будет утверждать свою независимость, чтобы подготовиться ко взрослой жизни, стать полноценной личностью. И это происходит за счет довольно жесткого обесценивания родительского авторитета и роли родителя в целом.

Он уже не сможет легко принять вашу поддержку, хотя будет очень в ней нуждаться. Не будет делиться всеми трудностями, хотя ему крайне необходимы советы и наставления.

Поэтому очень важно подготовиться заранее: научиться с уважением и вовремя выслушать ребенка. Но не делать его зависимым от вашего мнения. Надо помогать ему самому оценивать ситуацию, искать пути решения. Например, подсказать, что если получил два, то надо подойти к учителю и спросить как исправить. Но не ходить с ним за руку и не спрашивать самому.

Наработка практики такого гармоничного совмещения роли близкого друга и опытного, но не безапелляционного наставника позволит сохранить контакт с ребенком и возможность влияния на него в следующем непростом этапе развития.

Начальная школа – это прекрасная безопасная социальная платформа для первых прививок суровой объективной реальности.

Реальность действительно суровая. Ребенка оценивают. Социальная оценка всегда важна. И это надо признать.

Ребенок начинает узнавать, что в мире есть несправедливость, жестокость, что его оценивают по многим параметрам, на него не всегда обращают внимание, что у него могут что-то украсть или обозвать, или он сам может захотеть это сделать. Дети с большей силой начинают переживать гнев, обиду, отчаяние.

Но именно в это время вы всегда можете прийти на помощь, разобраться в реальной ситуации, пожалеть ребенка и поделиться опытом. А самое главное, научить его справляться со всеми трудностями. Переживать стресс. Таким образом передать ребенку базовые навыкивыживания в социальной среде.

То есть воспринимайте трудности как БЛАГО для вашего ребенка. И тогда вам не придется принимать валидол и валерьянку. И дети будут чувствовать ваш стержень, ваше спокойствие. Что им необходимо.

Важно знать, что у личности есть две противоположных потребности. Первая – быть принятым и таким как все. Вторая – быть индивидуальностью и отличаться от других. Это ведущий внутриличностный конфликт. Ребенок впервые реально сталкивается с этим именно в школе Ваша задача: сглаживать острые углы: помогать быть как все, поддерживать и вселять уверенность. А дома напоминать, что он уникальный, что он особенный, ваш любимый. И так прекрасно что он отличается от других.

Самая разрушающая личность фраза, которую я слышу от родителей: «ну вот почему все смогли, а он нет. Все сидят спокойно, а ему надо залезть под стол, все написали контрольную, а он один сидит кукует». Такой оборот одновременно уничижает ребенка в обеих его потребностях. Мать транслирует, что это плохо быть уникальным (не таким как все) и сразу же признает, что он не справился с задачей быть на уровне с классом.

Сравнивать с другими следует только с позитивной окраской. И в очень умеренных дозах. Только для поддержки. Иначе ребенок заподозрит, что вам важно, чтобы он был на уровне со всеми. А это нужно только ему.  

Внимательное отношение родителей к такому важному этапу в жизни ребенка как обучение в начальной школе поможет развиться в будущем в гармоничную личность, приобрести навыки взаимодействия с другими членами общества, научиться ответственности, способности самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях. Все это является необходимым фундаментом для дальнейшего благоприятного личного и социального развития.

Василевская Юлия Сергеевна, школьный психолог лицея №130, г.Новосибирска

 


Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!




Уважаемые посетители! Все комментарии проходят модерацию. Поэтому ваше сообщение появится через некоторое время.

Добавление комментария
Имя:* E-Mail: