31-05-2023, 08:28

А как насчёт самочувствия директоров школ? Роль социального капитала.

 Задачи директоров школ становятся все более сложными из-за децентрализации и повышения ответственности.

Хотя основная роль директоров заключается в том, чтобы руководить обучением, от них также ожидается, что они будут административными, финансовыми и кадровыми менеджерами, тренерами и мотиваторами.

 Задачи директоров школ становятся все более сложными из-за децентрализации и повышения ответственности.

Хотя основная роль директоров заключается в том, чтобы руководить обучением, от них также ожидается, что они будут административными, финансовыми и кадровыми менеджерами, тренерами и мотиваторами.

Кроме того, иногда руководители обнаруживают, что их роль заключается в том, чтобы взять на себя полную ответственность за выполнение решений, принятых центральным административным аппаратом образования, с которыми они не всегда согласны.

Растущему числу директоров становится всё труднее справляться с объёмом и сложностью своих повседневных задач, так как требования к работе неуклонно растут, в то время как их свобода принятия решений уменьшается. Это часто формирует стресс, поскольку усилия, необходимые для удовлетворения требований, не всегда могут быть эффективно направлены в нужное русло.

Следовательно, благополучию директоров угрожают изменяющиеся условия труда.

Эта угроза, вероятно, будет иметь более широкие образовательные последствия в отношении эффективного преподавания и обучения учащихся, ведь директора являются одним из ключевых элементов, способствующих успеху учителя и, в свою очередь, общей успеваемости в школе.

Наблюдается рост образовательных исследований, изучающих социальный капитал как способ укрепления психического здоровья/благополучия и, следовательно, удержания руководящего персонала школ на должности.

Общее благополучие человека - это состояние, в котором каждый человек реализует свой собственный потенциал, может справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, внося посильный вклад в своё сообщество.

Но порой достаточно сложно определить ту точку баланса между психологическими, социальными и физическими ресурсами человека и проблемами, с которыми он сталкивается в жизни/на рабочем месте. Например, физический дискомфорт на работе может привести к ухудшению психического самочувствия, вызывая чувство депрессии и беспокойства, тем самым препятствуя социальному взаимодействию.

Существуют различные концептуализации феномена социального капитала, так как это комплексное понятие, и разные концептуализации скорее дополняют, чем конкурируют друг с другом. Кроме того, хотя социальный капитал является социологическим термином, он применяется в различных дисциплинах, таких как психология и образовательные науки, что не всегда может помочь прояснить его значение.

Более конкретно для этой статьи надо определить это явление, как «совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием прочной сетью более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания».

Социальный капитал многогранен, поскольку он охватывает аспекты социальных структур, позволяет действовать в рамках этих структур и позволяет достигать результатов, которые без него были бы невозможны.

Следует ещё выделить различные формы: в целом, можно провести различие между внутренней формой (горизонтальное взаимодействие) и внешней разновидностью (вертикальные связи). Горизонтальный социальный капитал создаётся между отдельными лицами или группами на одном и том же иерархическом уровне (например, между коллегами), где возникает взаимосвязь общения, поддержки, помощи, социального одобрения и т.п. Связь, которая возникает между людьми через их внутренние социальные связи/сети, создаёт этот подтип, который отражает лояльность и общие интересы, нормы и ценности. В контексте школы эта форма помогает установить и поддерживать коллегиальность на рабочем месте. Далее, объединение социального капитала, ещё одна форма горизонтального взаимодействия, способствует лояльности не только к конкретной школе, но и к сектору, с которым она связана, такому как государственное, религиозное, частное или независимое образование.

Учёные выделили три измерения (внутреннего) социального капитала. Первое измерение, структурное, относится к связям, которые существуют между коллегами: как часто и с кем осуществляется обмен информацией/знаниями. Второе измерение, относительное, означает личные отношения, которые люди развивают друг с другом в течение знакомства/работы. Одним из ключевых атрибутов аспекта взаимоотношений является уровень доверия, обеспечивающий атмосферу справедливости и сотрудничества. В-третьих, внутренний социальный капитал имеет когнитивное измерение, отражающее степень, в которой коллеги способны выработать общее видение школы/организации.

Вертикальный тип рассматривает отношения между отдельными лицами или группами, в которых существуют различия в формальной власти и/или авторитетности, например, между учителем и директором школы. Примерами объединения заинтересованных сторон являются департаменты образования и другие учреждения, такие как социальное обеспечение, защита детей и благотворительные организации. Этот тип социального капитала обеспечивает доступ к институциональной власти, информации, богатству и социальному статусу. В этом случае структурный аспект относится к участию в социальных сетях и ассоциациях, а также к другим формам гражданской активности. Когнитивный аспект охватывает восприятие доверия и взаимности через нормы, ценности и установки.

Директора школ, у которых слабые связи внутри учебного заведения и между учителями, могут подвергаться повышенному риску ухудшения здоровья, сталкиваясь с высокими требованиями к работе. Если руководители имеют основу для взаимоотношений со своим руководством, то более вероятно, что будет присутствовать связующая форма социального капитала. Когда эта форма лидерства распространяется на более широкое сообщество заинтересованных сторон, также вероятно появление объединяющего (пересекающего границы организации) и связующего (пересекающего уровни иерархии) типа отношений. Эти взаимосвязи помогают лидерам, сталкивающимся с растущими требованиями к их рабочим задачам. Отсутствие же социальной поддержки приводит к изоляции и, следовательно, к большему эмоциональному и физическому выгоранию руководителя - тут уже не помогут хорошо налаженные связи с руководством из районных отделов образования. Отношения директоров школ с учителями влияют на удовлетворённость руководителя своей работой и целеустремлённость. Если директора смогут положиться на коллег по школе и более широкое сообщество заинтересованных сторон, то возросшая поддержка поможет им справиться с растущими требованиями, от которых зависит эффективная работа учебного заведения и их собственное благополучие.

Коллегиальность и сотрудничество действительно уменьшают симптомы психологического выгорания, а поэтому для директоров школ очень важно иметь внутренние и внешние коллегиальные сети, способствующие развитию взаимодействия, как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне взаимодействия. Очень долгие часы работы предсказывают ухудшение психического здоровья, но этому, по-видимому, противодействует высокий уровень социальной ответственности директоров школ. Показатели психического здоровья женщин снижаются быстрее, чем у мужчин, когда они работают более 35 часов в неделю. У мужского контингента, небольшое снижение показателей происходит после того, как они отрабатывают более 50 часов в неделю, что даёт предварительные данные о гендерных и нелинейных отношениях между рабочим временем и здоровьем. При высоком проценте женщин-руководителей школ и на продолжительный рабочий день, поддержка коллег (горизонтальный тип социального капитала) является для них очень ценным ресурсом.

Многочисленные и разнообразные требования к директорам в сочетании с доминирующим представлением о том, что они должны нести все бремя управления школой, включая административное управление, бухгалтерию и финансы, контроль методической работы, управление кадрами - делают их работу невыполнимой, часто изолированной. Таким образом, наличие некоторой социальной поддержки в школе и за её пределами, со стороны коллег и руководителей департамента образования, а также возможность сотрудничества с другими директорами (создание сообществ или сети руководителей, в которых легче найти поддержку, как при очном, так и при онлайн общении) должны приветствоваться на всех уровнях системы начального/среднего образования.

Ещё одним способом удовлетворения возросших требований может быть реструктуризация задач директоров. Решением может быть разделение или перераспределение должностных обязанностей с административной командой, которая совместно руководит школой. В свете этих предложений речь идёт о совместном управлении, при котором лидерство делится между двумя людьми, что может как сократить рабочее время, так и увеличить социальный капитал. Хотя это может показаться дорогостоящим решением, оно может оказаться единственным реальным способом обеспечить директорам поддержку и сотрудничество, необходимые для поддержания их благополучия на протяжении длительного времени.


Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!





Уважаемые посетители! Все комментарии проходят модерацию. Поэтому ваше сообщение появится через некоторое время.