2-06-2025, 16:30

Дисграфия и дислексия: что это, признаки, причины и коррекция

Дислексия и дисграфия — это нейробиологические особенности, связанные с трудностями в обучении. Они не связаны с интеллектом, но мешают ребенку овладеть чтением и письмом на уровне сверстников.

1. Дислексия

? Что это?
Нарушение способности к чтению при сохранном интеллекте и нормальных условиях обучения.

? Основные признаки:

  • Замедленное чтение(по слогам, с ошибками).
  • Пропуск/замена букв("кот" ? "ток").
  • Трудности с пониманиемпрочитанного.
  • Путаница в похожих буквах(б-д, п-т).
  • Сложности с запоминаниембукв и их звуков.

? Причины:

  • Наследственность (если у родителей были похожие трудности).
  • Особенности работы левого полушария(зоны Брока, угловой извилины).
  • Нарушение зрительно-пространственного восприятия.

? Виды дислексии:

  1. Фонематическая– путает похожие звуки (ж-ш, с-з).
  2. Оптическая– не различает схожие буквы (п-н, в-д).
  3. Аграмматическая– ошибки в окончаниях ("красивый кошка").

2. Дисграфия

? Что это?


Стойкие ошибки на письме, не связанные с незнанием правил.

? Основные признаки:

  • Пропуск/перестановка букв и слогов("кродил" вместо "крокодил").
  • Зеркальное написание букв(Я-R, З-Е).
  • Слитное написание слов("надерево").
  • Ошибки даже при списывании.
  • Почерк неровный, буквы разного размера.

? Причины:

  • Слабость зрительно-моторной координации.
  • Нарушение фонематического слуха.
  • Несформированность пространственных представлений.

? Виды дисграфии:

  1. Акустическая– путает звонкие/глухие (б-п, д-т).
  2. Оптическая– зеркалит буквы (ш-щ, и-у).
  3. Аграмматическая– ошибки в согласовании слов ("красная яблок").

3. Разница между дислексией и дисграфией

Критерий

Дислексия

Дисграфия

Основная проблема

Трудности с чтением

Трудности с письмом

Типичные ошибки

Пропуск букв, медленное чтение

Зеркальные буквы, слитные слова

Причина

Нарушение фонематического слуха

Проблемы зрительно-моторной координации

4. Что делать? Методы коррекции

? Для дислексии:

  • Фонематические игры(различение звуков: "сок-цок").
  • Многократное чтениекоротких текстов.
  • Зрительные тренажеры(таблицы Шульте).
  • Метод "глобального чтения"(целыми словами).

? Для дисграфии:

  • Прописи с обводкой(для отработки букв).
  • Тактильные буквы(лепка, рисование на песке).
  • Диктанты с проговариванием("с-л-о-н").
  • Нейропсихологические упражнения(межполушарные доски).

? Общие рекомендации:


? Не ругать за ошибки – это не лень, а особенность мозга.
? Использовать цветные маркеры для выделения слогов.
? Давать больше времени на задания.
? Обратиться к логопеду-дефектологу или нейропсихологу.

5. Важно знать!

  • Дислексия и дисграфия не проходят с возрастом, но при правильной коррекции можно адаптироваться.
  • Часто встречаются вместе с СДВГи дискалькулией (трудности в математике).
  • Известные люди с дислексией: Альберт Эйнштейн, Том Круз, Кира Найтли.

Вывод

Эти особенности требуют индивидуального подхода в обучении. Главное – вовремя заметить проблему и начать коррекцию, чтобы ребенок не потерял мотивацию к учебе. ?

 


Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!





Уважаемые посетители! Все комментарии проходят модерацию. Поэтому ваше сообщение появится через некоторое время.